О нас

Название: Профессионально-техническое образование и содействие занятости

Заказчик: Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству и развитию (BMZ)

Страна: Кыргызстан

Политические бенефициары: Министерство экономики Кыргызской Республики и исполнительные организации, такие как Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики (МТММ) с Агентством профессионально-технического образования (AПТО), а также Министерство образования и науки Кыргызской Республики (МОиН); Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики (ТПП), Республиканский научно-методический центр (РНМЦ)

Общая длительность: с 01/2014 до 12/2016

 

Исходная ситуация

По истечении двух десятилетий после обретения независимости, уровень жизни большей части населения Кыргызстана не улучшился. Ситуация в стране характеризуется бедностью, неблагоприятными экономическими рамочными условиями и слабыми общественными институтами. Доля молодых людей в общей численности населения страны оценивается в более чем 50%. Из них в настоящее время безработица в большей степени касается девушек, чем юношей. Несмотря на начатые позитивные сдвиги в вопросах профессиональной подготовки, рынка труда и занятости, проводимые меры еще не отвечают удовлетворительному улучшению профессиональной ориентации.

В настоящее время многие предложения по профессиональному образованию не соответствуют требованиям рынка труда. Содержание профессионального образования полностью устарело. Это связано с программами обучения, которые не разрабатываются совместно с работодателями, недостаточно квалифицированным руководящим и обучающим персоналом, неквалифицированным оснащением методическими и учебными материалами образовательных учреждений из-за отсутствия финансирования со стороны государства. Также зачастую сам процесс образования и повышения квалификации далек от практики, и характеризуется недостаточным взаимодействием с предприятиями и недостаточным использованием фокусированных на учеников / ориентированных на действие форм обучения. В области предоставления услуг на рынке труда современные системы информационных технологий имеются в настоящее время лишь в некоторых местах. Сбор и соответствующее управление своевременными и достоверными данными рынка труда находятся на стадии внедрения.

 

Модульная цель

Повысить качество профессиональной подготовки, услуг рынка труда и содействие занятости молодежи

 

Концепция проекта нацелена на комплексный подход при поддержке реформы профессионального образования, повышение качества профессиональной подготовки и содействие занятости молодежи и взрослых обоих полов. Тем самым осуществляется вклад в укрепление экономических и социальных рамочных условий в частном секторе Кыргызстана, а также в создание устойчивого и широко охватывающего экономического развития. При этом Проект работает на макро-, мезо- и микроуровнях, поддерживая партнеров в Кыргызстане, в частности МТММ и МОиН при реализации реформ профессионального образования. Для этого предоставляются консультации в пяти сферах деятельности:

 

Реформа профессионального образования (сфера деятельности 1) нацелена на разработку положений и моделей финансирования по реализации нового закона об образовании. Здесь будут предоставлены консультации для МТММ и МОиН по оформлению в регулирующие положения апробированных процессов аккредитации и сертификации, а также по разработке моделей финансирования для устойчивой реализации процессов аккредитации и сертификации. МТММ и МОиН будут проконсультированы по созданию и работе аккредитационных учреждений и аккредитационных стандартов, а также по их использованию на основе европейского опыта. ТПП будет предоставлена консультация по институционализации профессионально-технического образования, а АПТО и РНМЦ при передаче положительно апробированных подходов содействия занятости и предотвращения кризисов для широкого использования.

 

Улучшение качества услуг рынка труда (информация рынка труда, консультация клиентов, посредничество, сфера деятельности 2) нацелено на формирование способности филиалов МТММ предлагать актуальные данные рынка труда для МТММ, работодателей и лиц, ищущих работу. В этой связи, МТММ будет консультировать участвующие филиалы при регулярном осуществлении местных исследований рынка труда, а также при разработке эффективной ИСРТ. В связи с чем, филиалы будут поэтапно подключены к сети.

 

Улучшение качества профессионального образования (сфера деятельности 3) реализуется посредством создания новой процедуры аккредитации, сертификации и новых финансовых структур / моделей в отобранных учебных заведениях и профессиях. При этом, учебные заведения будут проконсультированы при реализации второго этапа аккредитации, при консолидации и распространении пилотной сертификации в начальном профессиональном образовании (уровень специалистов) и их образцовой передаче в среднее специальное профессиональное образование (уровень техника), а также при распространении аккредитации, и будут поддержаны при управлении процессом аккредитации и сертификации со стороны советов с паритетно представленным составом в соответствии с согласованными стандартами и процедурами, и согласованными моделями финансирования.

 

Содействие занятости молодежи (сфера деятельности 4) нацелено на создание новых выработанных квалификационных мероприятий, ориентированных на трудоустройство в сферах экономики, где есть спрос, таких как сварка / изготовление металлоконструкций, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и энергоэффективное строительство, включая соответствующие предложения по их финансированию от заинтересованных сторон (работодателей, профессиональных училищ и служб занятости). Отобранные профессиональные учебные заведения, АПТО и РНМЦ будут поддержаны, с одной стороны, при разработке учебно-методических и учебных материалов и концепций курсов для данных квалификационных мероприятий и их реализации в процессе обучения и профессиональной подготовке. С другой стороны, АПТО и РНМЦ будут проконсультированы при распространении апробированных краткосрочных курсов, ориентированных на трудоустройство, таких как предотвращение и решение конфликтов и международные компьютерные права компьютером в других регионах страны, включая финансирование из средств государственного содействия занятости. Разработка и проведение курсов по созданию старт-апов служит в качестве дополнения к техническим краткосрочным курсам.

Находящиеся на стадии создания Центры компетенций в профессиональном лицее № 4 г. Бишкек и в профессиональном лицее № 16 г. Ош, а также в строительном колледже г.Ош и в строительном колледже г.Бишкек поддерживаются содержательным и профессионально-педагогическим / дидактическим повышением квалификации в особенности, в области теплоизоляции в строительстве. В этой связи, должно быть передано и адаптировано дальнейшее развитие концептуального подхода в энергоэффективном строительстве и ремонте из начального профессионального образования (уровень специалиста) в обучение в техникумах / колледжах (уровень техника).

 

Улучшение обучения и повышения квалификации педагогов профессионального образования (сфера деятельности 5) осуществляется посредством реализации предложения фокусированных на учеников и ориентированных на действие форм обучения в образовании и профессиональной подготовке. В этой связи, Токмокский инженерно-педагогический колледж (ТИПК) будет проконсультирован при включении таких форм обучения в процессе подготовки преподавателей профессиональной практики. РНМЦ в Бишкеке будет консультироваться при включении фокусированных на учеников/ ориентированных на действие форм обучения в процессе повышения квалификации преподавателей.

Программа сотрудничает, среди прочего, с Международной организацией труда (МОТ) в сфере информации рынка труда и аспектов содействия занятости и с Азиатским банком развития (АБР) в сфере реформ профессионально-технических образовательных учреждений. Совместно с Европейским Союзом (ЕС) и другими донорами поддерживается построение сектора с широким охватом образования. С Европейским фондом образования будет налажено сотрудничество в сфере рынка труда.

Вверх